Особенности реорганизации юридических лиц
Материалы / Виды юридических лиц / Особенности реорганизации юридических лиц
Страница 1

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в пяти формах:

слияние;

присоединение;

разделение;

выделение;

преобразование.

Реорганизация в любой из этих форм может быть осуществлена по решению учредителей (участников) юридического лица или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация в форме разделения или выделения может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда, а в формах слияния, присоединения или преобразования - с согласия уполномоченных государственных органов. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации и внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

ГК РФ в ст.58 и 59 предусматривает решение вопросов правопреемства при реорганизации юридического лица, при котором в зависимости от формы реорганизации применяются разделительные балансы или передаточные акты. Указанные документы утверждаются учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации и внесения соответствующих изменений в единый реестр.

Так, в соответствии с передаточным актом права и обязанности переходят:

при слиянии - от каждого из лиц, участвующих в слиянии, к вновь возникшему юридическому лицу;

при присоединении - от присоединенного юридического лица к юридическому лицу, к которому осуществлено присоединение;

при преобразовании - от реорганизованного юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу.

В соответствии с разделительным балансом права и обязанности передаются к вновь возникшим юридическим лицам при разделении выделении юридических лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, приняв решение о реорганизации, обязан письменно уведомить об этом кредитор ров реорганизованного юридического лица. Последние вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков. При невозможности определения правопреемника вновь возникшие юридические лица нес солидарную ответственность но указанным обязательствам (ст.60 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица - это процесс, который влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства. Ликвидация может быть осуществлена (ст.61 ГК РФ):

по решению его учредителей (участников) или уполномоченного органа, в том числе с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае грубых неоднократных нарушений закона при его создании и функционировании, если эти нарушения носят неустранимый характер, в том числе при осуществлении регламентированной деятельности без лицензии, а также в случае признания коммерческой организации, потребительского кооператива или фонда несостоятельным (банкротом).

При этом, как пояснил Конституционный Суд в 2003 г., "неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду, с учетом всех обстоятельств дела, принять решение о ликвидации юридического лица качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц".

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства
    Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года развитие институтов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) определяется как одно из с ...

    Доверенность как правовой инструмент
    Расширение прав и свобод граждан, в том числе в сфере предпринимательства, способствовали активизации нормотворческого процесса, ставшего характерной приметой сегодняшнего дня. Значительно ...

    Основные положения законодательства об акцизах
    Государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание нало ...