Правовые основы обеспечения законности правовых актов муниципальных
образованийМатериалы / Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления / Правовые основы обеспечения законности правовых актов муниципальных
образованийСтраница 5
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- соблюдение компетенции органа, принимающего акт;
- соответствие правового акта цели и содержанию законного нормативного акта, обладающего большей юридической силой согласно иерархии правовых актов;
- соблюдение формы правового акта и порядка принятия в соответствии с законом или иными нормативными актами.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина – требование непосредственно вытекает из содержания ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Соблюдение компетенции органа местного самоуправления как требование при принятии правового акта закреплено в ст. 7 ФЗ «Об общих принципах .» 2003 г., согласно которой органы и должностные лица местного самоуправления принимают правовые акты по вопросам своего ведения (вопросам местного значения).
Соблюдение данного требования предполагает прежде всего правильное представление о компетенции органа, т. е. о пред метах его ведения, правах и обязанностях. В ФЗ «Об общих принципах .» 1995 г. были определены вопросы местного значения. При этом полномочия органов местного самоуправления в дан ном Законе не получили закрепление. При отсутствии законодательно определенных полномочий органов местного самоуправления создавалась ситуацию, когда эти полномочия могли быть закреплены либо в законах субъектов Федерации, либо в уставах муниципальных образований. Возникал определенный разнобой в том, как и за какими органами местного самоуправления закреплялись те или иные полномочия по решению местных вопросов. В ФЗ «Об общих принципах .» 2003 г. этот вопрос уже решается иначе. В нем не только закрепляются вопросы местного значения, но и в ст. 17 Закона определены полномочия органов местного самоуправления, в пределах которых они могут принимать правовые акты. Иначе решается вопрос о разграничении полномочий между представительным и исполнительным органами местного самоуправления. Круг вопросов правотворчества представительных органов местного самоуправления довольно широк. Расширен перечень предметов исключительного ведения представительного органа. Так, к его ведению отнесен вопрос об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, об определении порядка участия муниципального образования в организациях муниципального сотрудничества, порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Таким образом, Законом определена ведущая роль представительных органов в системе органов местного самоуправления, что обеспечивает верховенство правовых актов представительных органов по вопросам местного значения в системе правовых актов местного самоуправления. И тем не менее на практике в муниципальных образованиях наблюдается тенденция к усилению исполнительной власти. Принцип подотчетности исполнительного механизма представительному органу местного самоуправления, закреп ленный Законом, воспроизводится в нормативных актах муниципальных образований, однако складывающиеся там модели самоуправления сводят к минимуму возможности влияния представительного органа на решения исполнительных органов. В частности, в муниципальных образованиях глава образования, как правило, избирается населением непосредственно и обладает довольно сильной исполнительной властью.
Касаясь соблюдения компетенции по предмету регулирования, отметим недопустимость вторжения одних органов в сферу деятельности других, хотя данное требование нередко нарушается органами местного самоуправления. Подчас главы муниципальных образований принимают правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции представительных органов. Так, в 2004 г. глава г. Твери принял решение о повышении тарифов за коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями, в то время как решение таких вопросов отнесено Уставом муниципального образования к компетенции городской Думы. В итоге это дело разрешалось в судебном порядке.
Смотрите также
Институт гражданства
Без лишнего преувеличения
можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих
в независимых соседних государствах и за пределами бывшего Союза Советских
Социал ...
Теория и практика производства следственного эксперимента
Актуальность рассмотрения
следственного эксперимента обуславливается следующими обстоятельствами:
Во-первых, следственный
эксперимент в последнее время становится все более популярным про ...
Развитие института суда присяжных в России
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на протяжении своей истории
российский суд присяжных не оставался статичным, а органично развивался в
соответствии с изменениями, происходящими ...