Понятие и признаки государственно-частного партнерства
Страница 3

Так, например, директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Козбаненко В.А., полагает, что основной целью ГЧП в здравоохранении является развитие инфраструктуры учреждений здравоохранения, увеличение объемов финансирования оказанной медицинской помощи населению, повышение ее доступности и качества.

Основной целью ГЧП в сфере ЖКХ является создание эффективной системы производства коммунальных услуг с учетом интересов государства и бизнеса, а в транспортной отрасли – повышение конкурентоспособности транспортной системы, транзитного потенциала страны, в сфере туризма - улучшение качества обслуживания туристов, создание привлекательных рекреационных и туристических зон и пр.

В рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года государство предполагает развивать ГЧП для достижения целей развития, экономики и социальной сферы, создания эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.

Еще одним специфическим признаком является тот факт, что ГЧП - это взаимовыгодный механизмом для обеих сторон. Для государства – это, прежде всего, повышение эффективности бюджетных инвестиций, создание благоприятных условий для развития экономики, привлечение эффективного менеджмента; для инвестора – возможность извлекать прибыть, оптимизировать свои риски, получить административный ресурс при реализации проекта, престижность взаимодействия с государственными структурами.

Отличительная особенность ГЧП проявляется в осуществлении кооперации усилий сторон и вклада ресурсов и активов в реализацию проекта. Так, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству, внедряет более эффективные методы работы, совершенствует технику и технологии, создает новые формы организации производства, создает новые предприятия, в том числе с иностранным капиталом, налаживает эффективные связи с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников.

Со своей стороны государство обеспечивает возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов. В ГЧП оно получает возможность заняться исполнением своих основных функций – контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов.

Поскольку ГЧП осуществляется по средствам реализации ГЧП-проектов, то отношения субъектов должны быть закреплены на официальной, юридической основе (заключение соглашений, договоров, контрактов). Так, одним из наиболее полных перечней договоров ГЧП, по нашему мнению, является перечень, предложенный А.В. Белицкой, которая к договорам ГЧП относит концессионные соглашения, договоры аренды, аутсорсинга, договоры на выполнение работ и оказание общественных услуг, контракты на управление и операторские соглашения, договоры на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, соглашения о разделе продукции и многие другие. Позже список возможных инструментов реализации ГЧП будет дополнен.

Большое количество договоров свидетельствует о том, что ГЧП используется в различных отраслях социально-экономической деятельности государства: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. При этом существует проблема правового регулирования многообразия форм сотрудничества: несовершенство законодательства при реализации партнерства (отсутствуют нормы, регулирующие ту или иную сторону соглашений, либо нормы приводят к коллизиям и пр.)

Седьмым признаком, отличающим ГЧП от других форм взаимодействия власти и бизнеса, является распределение рисков между публичным и частным партнерами. Наиболее важным условием при составлении юристами проектов договоров в рамках ГЧП будет иметь особую важность возможность распределения рисков между субъектами. Правильное распределение рисков имеет существенное значение для уменьшения затрат на осуществление проектов и обеспечения успешной реализации проекта. И, напротив, неудачное распределение рисков, связанных с проектом, может поставить под угрозу финансовую жизнеспособность проекта или помешать его эффективному осуществлению, что увеличит затраты на предоставление соответствующей услуги. Халимовский Ю.А. предлагает субъектам застраховать себя от рисков путем требования какого-либо возмещения от второй стороны в случае, если она не исполнила своих обязательств (залог, неустойка и т.п.). Гончаров О.Г. предлагает использовать методы страхования рисков за счет поддержки малых предприятий по средствам компенсации за счет бюджета части страховых взносов. Причем автор отмечает, что опыт подобного сотрудничества в России уже существует. Например, реализация программ льготного страхования через создание федерального агентства страховых взносов при страховании урожая или льготное жилищное страхование ЖКХ в России.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Система исполнительной власти в России
    В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, з ...

    Банковское право
    Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. В соответствии с ч.1 ст. 11 ФЗ РФ О банках и банковской де ...

    Основные гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
    Гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь представляют собой условия для работы в Парламенте данным должностны ...