Судебный иммунитет

Наряду с юридическими и физическими лицами участником судебного процесса, в том числе и арбитражного, может быть государство. Российское гражданское и процессуальное законодательство допускает участие в судебном процессе Российской Федерации в лице ее уполномоченных органов (гл.

5 ГК, ст. 16, 1069 ГК), не наделяя государство какими-либо привилегиями.

В отношении иностранных государств, в качестве субъектов правоотношений обладающих такими признаками, как суверенитет и равенство с другими государствами, в процессуальном законодательстве закреплен судебный иммунитет.

Сущность судебного иммунитета (ст. 213 АПК) применительно к арбитражному процессу заключается в том, что иностранное государство может выступать в арбитражном процессе в качестве ответчика, третьего лица только лишь с согласия компетентных органов этого государства (обычно — правительства). То же самое касается и возможности принять в отношении иностранного государства меры по обеспечению иска, обратить взыскание на имущество иностранного государства, находящееся на территории Российской Федерации.

Вопросы о наличии согласия иностранного государства на предъявление иска в арбитражный суд Российской Федерации, на привлечение его в качестве третьего лица и другие, перечисленные в ст. 213 АПК действия изучаются арбитражным судом при принятии искового заявления. При этом основой для вывода о возможности совершить такие действия должно являться внутреннее законодательство иностранного государства, которым определен компетентный орган, чье согласие необходимо. Согласие должно быть дано по каждому из указанных в ст. 213 действий.

Учитывая возможность предъявления иска к иностранному государству, сложность рассмотрения такого дела, в основном с точки зрения политического аспекта, лучше всего отнести эту категорию дел к исключительной подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судебный иммунитет может распространяться и на некоторые международные организации (ч. 2 ст. 213 АПК). Аргументы международной организации о наличии у нее судебного иммунитета необходимо изучать в каждом конкретном случае, исходя из положений федеральных законов и международных договоров, закрепляющих статус международной организации.

    Смотрите также

    Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления
    Нормотворчество в муниципальных образованиях, как процесс по знания и оценки правовых потребностей местных сообществ, формирования и принятия правовых актов (актов местного самоуправления) ...

    Форма сделок
    Гражданско-правовые сделки как важнейший инструмент индивидуального регулирования (саморегулирования) общественных отношений пронизывают весь гражданский оборот. Эффективная правовая рег ...

    Теоретические положения действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц
    Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, ...